Дефицит бюджета

Доходы и расходы бюджета не всегда совпадают. 

Если доходы превышают расходы, образуется профицит бюджета, который становится финансовым резервом для будущих периодов.

Если расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета. Для того, чтобы профинансировать расходы, превышающие доходы, субъекту РФ можно использовать остатки неиспользованных за предыдущий год доходов бюджета, а также привлечь заемные средства, т.е. взять в долг деньги из коммерческих банков (коммерческие кредиты), или у вышестоящего бюджета (бюджетные кредиты). Долговые обязательства субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет), и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Однако привлеченные в долг денежные средства нужно не просто вернуть в установленные сроки, но и заплатить процент за пользование ими. Расходы по уплате процентов называются «обслуживанием долга». Таким образом, утверждение бюджета с дефицитом, хоть и дает возможность профинансировать дополнительные расходы, но вместе с тем увеличивают сами расходы в части обслуживания государственного долга субъекта РФ. 

Привлечение заемных средств из коммерческих банков влечет за собой выплату весьма высоких процентов. В то же время, бюджетные кредиты Правительством РФ предоставляются на льготных условиях. Однако, получение таких кредитов сопровождается принятием региональными органами власти дополнительных обязательств перед Правительством РФ. Так,  при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2015 году, Правительство Ставропольского края подписало соглашение с Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с которым  Ставропольский край должен обеспечить до 1 января 2017 года:

  • более жесткие ограничения в отношении дефицита краевого бюджета (10 процентов от налоговых и неналоговых доходов вместо установленных Бюджетным кодексом 15%);
  • ограничение доли рыночных (коммерческих) заимствований в общем объеме государственного долга Ставропольского края до 70 процентов от налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.     

Как следствие, проектом закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2016 год» утвержден дефицит краевого бюджета в размере 5,05 млрд.рублей, что составляет 9,98% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, планируемых на 2016 г.

Государственный долг – это накопленный объем обязательств субъекта РФ по привлеченным заемным средствам, а также выданным государственным гарантиям (подробнее см. главу 14 Бюджетного кодекса РФ). Объем государственного долга изменяется каждый раз как при выплате кредиторам части основной суммы долга, так и при привлечении новых заемных средств. Таким образом, размер государственного долга может быть оценен по состоянию на ту или иную дату. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, объем государственного долга не должен превышать утвержденный годовой объем налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета). 

 

Ожидается, что государственный долг Ставропольского края на конец 2016 года составит 42,91 млрд. рублей.

Принятие бюджета с дефицитом оправдано, если превышение расходов над доходами обусловлено необходимостью финансирования мероприятий капитального характера, не повторяющимися из года в год, например, строительством дорог или другой краевой инфраструктуры. В этом случае после возврата основной суммы заемных средств и процентов по ним у субъекта РФ не остается связанных с этими вопросами дальнейших расходных обязательств. 

В то же время, если дефицит вызван необходимостью профинансировать повторяющиеся из года в год, или так называемые текущие расходы (например, содержание краевых учреждений), то такие расходные обязательства будут возникать ежегодно. При отсутствии собственных средств бюджета на их финансирование, придется из года в год привлекать заемные средства, а обязательства по выплате процентов по ним будут расти, как снежный ком.