Образование и молодёжная политика
15 976,67 млн. руб.

Здравоохранение
22%
16 817,57 млн. руб.
Образование и молодёжная политика
20.9%
15 976,67 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
8.3%
6 356,63 млн. руб.
Дорожное хозяйство
6.8%
5 227,85 млн. руб.
Поддержка регионального бизнеса
6%
4 576,43 млн. руб.
Государственное управление
4.9%
3 719,64 млн. руб.
Безопасность
2.2%
1 663,26 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
1.7%
1 266,88 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.4%
1 060,19 млн. руб.
13.9%
Профессиональное образование
13.9%
2 218,94 млн. руб.
59.1%
Общее и дополнительное образование
59.1%
9 447,71 млн. руб.
24.1%
Дошкольное образование
24.1%
3 855,95 млн. руб.
Инвестиции в сфере образования
1.3%
214,82 млн. руб.
Молодежная политика
1.5%
239,25 млн. руб.

Профессиональное образование

  • Проведение ремонтных работ в общежитиях, повышение стипендий учащимся
  • Внедрение новых образовательных программ, выпускники которых востребованы на местном рынке труда
  • Переоборудование учебно-производственной базы учреждений профессионального образования, повышение качества профессионального образования
  • Сокращение закупок нового производственного оборудования для учреждений профессионального образования
  • Сокращение количества профессий и специальностей, по которым подготавливаются студенты, отказ от индексации стипендий
  • Ликвидация как минимум одного учреждения профессионального образования с низкой востребованностью образовательных программ

Финансирование расходов на профессиональное образование в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Ставропольского края и государственной программой Ставропольского края "Развитие образования"

На территории Ставропольского края осуществляют образовательную деятельность 2 краевых высших учебных заведения - Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт и Ставропольский государственный педагогический институт, а также 36 учреждений среднего профессионального образования, в которых обучается более 40 тысяч человек, из них 30,6  33,7 тыс. - по программам подготовки специалистов среднего звена.

Подготовка рабочих и специалистов среднего и высшего звена ведется по 25 укрупненным группам профессий и специальностей или более чем по 150 специальностям и направлениям подготовки (транспорт, строительство, сервис и туризм, сельское хозяйство, промышленность, образование). Вся необходимая информация об образовательных организациях, подведомственных министерству образования и молодежной политики края, размещена на сайте министерства.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» реализует программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) руководителей и работников образовательных учреждений края.

Студентам, обучающимся в колледжах и техникумах по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета, назначаются и выплачиваются государственные академические стипендии и (или) государственные социальные стипендии:

государственная академическая стипендия студентам, обучающимся по образовательным программам:

  • среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) составляет 470 рублей;
  • высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) составляет 1 292 рубля;

государственная социальная стипендия студентам, обучающимся по образовательным программам:

  • среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) составляет 705 рублей;
  • высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) составляет 1938 рублей.

Государственная стипендия аспирантам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре), составляет 3521 рубль.

Кроме того, за счет средств, передаваемых в краевой бюджет из федерального бюджета, лучшим студентам, начиная с 2012 года, на конкурсной основе выплачивается стипендия Правительства РФ для обучающихся по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации. Размер данного вида стипендии составляет для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 2 тыс. руб., по программам подготовки специалистов среднего звена – 4 тыс. руб.

Студентам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях, предоставляются общежития. Студенты, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, обеспечиваются специальной одеждой и специальной обувью, бесплатным питанием, мягким инвентарем.

Сложившийся в Ставропольском крае дисбаланс объемов подготовки в профессиональных образовательных организациях и потребности в рабочих и специалистах среднего звена негативно сказывается на темпах развития приоритетных отраслей экономики Ставропольского края. Остро ощущается недостаток высококвалифицированных педагогических работников. Укомплектованность профессиональных образовательных организаций педагогическими и инженерно-педагогическими работниками составляет около 70 процентов от их потребности. Существенной проблемой остается устаревшая материально-техническая и учебно-производственная база профессиональных образовательных организаций, низкие темпы ее модернизации.

Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения) составляет 21,06 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

 

Для увеличения расходов на профессиональное образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное среднее профессиональное образование.

Общее и дополнительное образование

  • Повышение качества образования благодаря закупке и использованию современных учебных материалов и оборудования
  • Укомплектование штатов учителей в средних школах, повышение качества образования благодаря приходу в школы высококвалифицированных педагогов
  • Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс, широкое использование интернета и дистанционных методов образования в отдаленных малокомплектных школах, повышение качества образования в сельских школах
  • Сокращения количества и качества учебных материалов и оборудования, снижение уровня образования
  • Нехватка педагогов, укрупнение классов, закрытие малокомплектных школ
  • Отказ от внедрения новых образовательных технологий, отказ от проведения ремонта в ряде школ

Финансирование расходов на общее и дополнительное образование в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Ставропольского края и государственной программой Ставропольского края "Развитие образования".

Подавляющее большинство организаций общего и дополнительного образования, или средних школ и организаций дополнительного образования детей, в Ставропольском крае являются муниципальными. Это означает, что решения о создании таких организаций, о назначении руководства, контроль за их деятельностью осуществляется органами местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов).

Однако существенную долю в финансировании этих организаций составляют средства краевого бюджета, передаваемые муниципальным образованиям на такие статьи расходов, как заработная плата административно-управленческого, педагогического персонала, приобретение учебников и учебных пособий. В то же время расходы по содержанию школ, организаций дополнительного образования детей, по оплате труда обслуживающего персонала, по оплате коммунальных услуг возлагаются на муниципалитеты.

В соответствии с краевым законодательством объем финансовых средств, передаваемых из краевого бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов на обеспечение образовательного процесса, определяется исходя из численности обучающихся в школах детей. Органы местного самоуправления распределяют бюджетные средства между подведомственными школами самостоятельно.

В системе образования Ставропольского края на 1 сентября 2015 года функционирует 638 общеобразовательных школ, в число которых входит открытый в 2012 году в г. Буденновске казачий кадетский корпус на 240 мест, а также 129 организации дополнительного образования детей.

На селе расположено 401 школа (63% от общего количества), в которых обучается 114 тыс. детей (42 % от общего количества), в городах и городских поселениях - 237 школа (37 %), в которых обучается 156 тыс. детей (58 %).

Непосредственно из краевого бюджета финансируются следующие краевые общеобразовательные учреждения: 25 государственных специальных (коррекционных) школ, санаторная школа – интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, казачий кадетский корпус, а также 5 государственных учреждений дополнительного образования детей:

  • «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»;
  • «Краевой центр экологии, туризма и краеведения»;
  • «Краевая детско-юношеская спортивная школа «комплексная»;
  • «Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина»;
  • «Молодежный многофункциональный патриотический центр «Машук».

В 511 образовательных учреждениях Ставропольского края созданы условия для занятий с детьми, имеющими инвалидность, в режиме инклюзивного обучения.  В данных учреждениях работают врачи, средний медицинский персонал, специальные педагогические работники (дефектологи, тифло - и сурдопедагоги, логопеды, психологи). Всего в режиме инклюзивного обучения в образовательных организациях Ставропольского края обучается 5192 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 2982 детей-инвалидов. При этом сохранена сеть специальных коррекционных учреждений, в которых обучается 2861 детей.

В 2015-2016 учебном году все 729 детей-инвалидов, проживающих в Ставропольском крае, не имеющих медицинских противопоказаний для работы на компьютере, обучаются в 259 общеобразовательных организациях края с использованием дистанционных образовательных технологий. 

Средняя заработная плата педагогических работников общего образования (с учетом возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения) составляет 22,65 тыс. руб., дополнительного образования –18,79 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

Для увеличения расходов краевого бюджета на общее и дополнительное образование детей никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное общее и дополнительное образование.

Дошкольное образование

  • Улучшение качества питания, игр и учебных пособий в детских садах
  • Проведение дополнительных ремонтных работ в детских садах, оснащение новым инвентарем
  • Укомплектование штатов дошкольных учреждений, сокращение численности детей в группах, введение новых образовательных программ
  • Ухудшение качества питания, игр и учебных пособий в детских садах
  • Сокращение объема ремонтных работ в дошкольных учреждениях, отказ от обновления инвентаря
  • Отток педагогов из сферы дошкольного образования, увеличение численности детей в группах, отказ от новых образовательных программ

Финансирование расходов на дошкольное образование в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Ставропольского края и государственной программой Ставропольского края "Развитие образования".

Дошкольное образование в Ставропольском крае предоставляется муниципальными дошкольными образовательными организациями (детскими садами, начальными школами-детскими садами, дошкольными группами при школах). Это означает, что принятие решения об их учреждении, о назначении руководства, контроль за их деятельностью осуществляется органами местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов). Дошкольное образование предоставляется также частными детскими садами, получившими лицензию на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования.

Обеспечение дошкольных образовательных организаций финансированием, начиная с 2014 г., происходит за счет средств, передаваемых из краевого бюджета муниципальным образованиям на заработную плату административно-управленческих, педагогических работников дошкольных учреждений, на приобретение учебных пособий, игр и игрушек. Данные средства распределяются в соответствии с установленными нормативами финансирования в расчете на одного воспитанника. Органы местного самоуправления распределяют эти средства между своими детскими садами самостоятельно. Расходы по содержанию детских садов, оплате труда обслуживающего персонала и по оплате коммунальных услуг финансируются из средств местных бюджетов.

В крае на 1 сентября 2015 года функционирует 823 дошкольных образовательных организации (820  детских садов и 3 школы-детский сад). На селе расположено 451  дошкольная образовательная организация (55 % от общего количества), которые посещает более 42 тыс. детей (37,2 % от общего количества), в городах и городских поселениях – 372  дошкольные образовательные организации (45 %), которые посещает более 71 тыс. детей (62,8%).

В дошкольных образовательных организациях по состоянию на 1 сентября 2015 года обучается более 122 тыс. детей. Очередь в дошкольные образовательные организации составляет 44,3 тыс. детей, из них детей в возрасте от 0 до 3 лет – 41,6 тыс., от 3 до 7 лет –2,7 тыс.

Минобразования края при поддержке краевого Правительства ежегодно совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований принимают меры по решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях. 

С 2013 года в крае реализуется План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ставропольском крае» на 2013-2018 годы.

В рамках «дорожной карты» в 2012-2014 годах было создано 15 670 мест за счет строительства (реконструкции) дошкольных образовательных организаций, приобретения зданий для детских садов, проведения капитальных и текущих ремонтов, перепрофилирования помещений и оснащения мебелью детских садов.

 

Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций (с учетом возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения) составляет 19,92 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

 

Для увеличения расходов краевого бюджета на дошкольное образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное дошкольное образование.

Инвестиции в сфере образования

  • Сокращение сроков завершения строительства (реконструкции) детских садов
  • Сокращение сроков завершения строительства детских садов
  • Строительство образцовой базовой школы, оснащенной современным оборудованием, создание технических условий для развития системы высококачественного дистанционного обучения.
  • Перенос сроков завершения строительства детских садов на последующий год
  • Отказ от строительства части детских садов
  • Отказ от строительства (реконструкции) школ

Помимо текущего содержания учреждений образования, средства бюджета Ставропольского края в 2016 году будут направлены на строительство и реконструкцию государственных и муниципальных учреждений образования.

Расходы краевого бюджета на инвестиционную деятельность в сфере образования осуществляются в соответствии с государственной программой "Развитие образования" и «Развитие сельского хозяйства»

Для увеличения или сокращения расходов краевого бюджета на инвестиции в сфере образования никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.

Молодежная политика

  • Расширение социологических исследований молодежной среды
  • Увеличение количества молодежных конкурсов, смотров, фестивалей
  • Учреждение премий для творческой молодежи
  • Отказ от участия в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях
  • Отказ от социологических исследований, мониторингов среди различных групп молодежи
  • Сокращение количества мероприятий, направленных на профилактику негативных проявлений в молодежной среде и формирование здорового образа жизни

Реализация региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью относится к полномочиям субъектов РФ

Расходы бюджета Ставропольского края на молодежную политику в 2016 г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Ставропольского края и государственной программой «Молодежная политика».  

В Ставропольском крае проживает 700,8 тыс. молодых граждан в возрасте 14 - 30 лет (25% от общего населения края). В крае официально зарегистрированы 35 детских общественных объединений и организаций и 41 молодежное общественное объединение и организация.

Формированию гражданственности и патриотизма молодежи способствует обеспечение деятельности и организация работы клубов и поисковых объединений. Ежегодно увеличивается количество клубов и поисковых объединений: за последние десять лет этот показатель увеличился почти вдвое. Сегодня в 486 военно-патриотических  объединениях школьников воспитывается более 35 тысяч учащихся. В городах и районах края постоянно действуют 4 Поста № 1  (гг. Ставрополь, Пятигорск, Минеральные Воды, Невинномысск), еще 120 несут свою вахту в дни праздничных мероприятий.  Функционируют 11 поисковых объединений.

 Решение проблемы безработицы среди молодежи возможно путем организации временной и сезонной занятости молодежи в составе студенческих отрядов края (Ставропольский краевой студенческий отряд объединяет в своем составе 236 линейных отрядов с общим количеством участников 9864 человек. В движении студенческих отрядов Ставрополья активно участвуют студенты 46 учебных заведений высшего и  среднего профессионального образования) и волонтерского движения (на сегодняшний день на Ставрополье действуют 540 волонтерских отрядов с общей численностью участников 28 827 человек).

В крае работа с молодежью реализуется через министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, государственные и муниципальные учреждения по работе с молодежью по месту жительства.

В целях содействия экономической самостоятельности молодежи, профилактике негативных проявлений в молодежной среде и формированию здорового образа жизни, укреплению института молодой семьи в краевом бюджете 2016 г. предусмотрены средства на реализацию следующих задач:

  • поддержка талантливой и инициативной молодежи Ставропольского края, в том числе проведение Северо-Кавказского молодежного форума Машук и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
  • вовлечение молодежи Ставропольского края в социальную практику;
  • патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Ставропольского края;
  • информационное обеспечение и развитие инфраструктуры по работе с молодежью и др.

Для увеличения или сокращения расходов краевого бюджета на молодежную политику никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.