19 657,57 млн. руб.

Здравоохранение
22%
16 817,57 млн. руб.
Образование и молодёжная политика
20.9%
15 976,67 млн. руб.
Финансовая помощь муниципалитетам
8.3%
6 356,63 млн. руб.
Дорожное хозяйство
6.8%
5 227,85 млн. руб.
Поддержка регионального бизнеса
6%
4 576,43 млн. руб.
Государственное управление
4.9%
3 719,64 млн. руб.
Безопасность
2.2%
1 663,26 млн. руб.
Жилищная политика и коммунальное хозяйство
1.7%
1 266,88 млн. руб.
Культура, физическая культура и спорт
1.4%
1 060,19 млн. руб.

Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

  • Улучшение качества питания и условий пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах.
  • Увеличение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, расширение перечня услуг
  • Сокращение срока очереди на помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты, проведение дополнительных ремонтных работ в учреждениях социальной защиты
  • Ухудшение материально-технического оснащения и условий пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, сокращение ремонтных работ
  • Сокращение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, сокращение перечня услуг
  • Увеличение очереди в дома престарелых и инвалидов, сокращение объема ремонтных работ в учреждениях социальной защиты, повышение стоимости платных услуг

Расходы бюджета Ставропольского края на социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Ставропольского края, а также краевой государственной программой "Социальная поддержка граждан"

Число лиц старше трудоспособного возраста, проживающих в крае, составляет 22,7 % от общей численности населения края или более  633 тыс. чел. На протяжении последних трех лет стабильно высоким остается количество инвалидов – около  230  тыс. чел. 

Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов за счет бюджетных средств осуществляется в виде денежных выплат и социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг. 

За счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Ставропольского края, инвалидам выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг. 

Также за счет федерального бюджета софинансируется подпрограмма «Доступная среда» в рамках которой создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Ставропольского края к приоритетным объектам социальной и других приоритетных сфер жизнедеятельности, транспортной инфраструктуры. Расходы на реализацию данной подпрограммы предусмотрены как за счет средств федерального и краевого бюджетов, так и бюджетов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим на территории Ставропольского края, в соответствии с Законом Ставропольского края «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае» предоставляются следующие виды социальных услуг:

  • социально-бытовые услуги;
  • социально-медицинские услуги;
  • социально-психологические услуги;
  • социально-педагогические услуги
  • социально-трудовые услуги;
  • социально-правовые услуги;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

Услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляют  74 учреждения социального обслуживания края, в том числе:

  • геронтологический центр;
  • 11 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа;
  • центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • 8 психоневрологических интернатов;
  • 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;
  • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
  • 32 центра социального обслуживания населения края (в их структуре 263 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 50 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 18 отделений и 11 комнат дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, 9 стационарных отделений постоянного (временного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 10 специальных жилых домов, 11 социально-оздоровительных отделений, 5 отделений "Хоспис на дому", 33 отделения срочного социального обслуживания, социальная гостиница);
  • государственное бюджетное профессиональное образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья";
  • ряд других учреждений социального обслуживания населения.

В стационарных учреждениях социального обслуживания края получают услуги более  4,5  тыс. граждан, не способных к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

В 2016 г.  из краевого бюджета выделяются средства на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и на организацию свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, в первую очередь, – проведение мероприятий, посвященных праздничным и памятным датам.

Условия предоставления социального обслуживания, оказание платных социальных услуг, установление государственных стандартов социального обслуживания в Ставропольском крае осуществляются в порядке, установленном Правительством края

В соответствии с законом края «О квотировании рабочих мест для инвалидов» инвалидам оказывается содействие в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) для них за счет средств федерального и краевого бюджетов рабочие места.

Ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, поступающих в краевой бюджет.

Сводная по краю численность граждан из числа ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по состоянию на 1 января 2015 года составляла  1 258 человек. На обеспечение жильем данных категорий граждан из федерального бюджета ежегодно выделяются средства, позволяющие обеспечить жильем в среднем  116  человек в год. Размер выделяемых из федерального бюджета средств составляет  46,4% общей потребности в средствах для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и  только 1,2 % общей потребности в средствах для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, что крайне недостаточно для обеспечения жильем указанных категорий граждан. Первые очередники стоят на учете нуждающихся более 20 лет.

Часть полномочий по социальной поддержке инвалидов передана на муниципальный уровень в соответствии с законом края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан", в частности:

  • предоставление инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • обучение детей-инвалидов на дому.

 

Объем расходов бюджета Ставропольского края на социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов не может быть меньше объема средств, передаваемых целевым образом на эти цели из федерального бюджета. Для увеличения данных расходов никаких ограничений нет.  

Социальная поддержка семей с детьми

  • Увеличение количества льгот детям, предоставляемых в каникулярное время
  • Расширение перечня категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки
  • Расширение перечня мер социальной поддержки, оказываемых семьям с детьми
  • Уменьшение количества детей, охваченных мероприятиями оздоровительной кампании
  • Сокращение перечня категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки
  • Сокращение перечня мер социальной поддержки, оказываемых семьям с детьми

Расходы бюджета Ставропольского края на социальную поддержку семей с детьми осуществляются в соответствии федеральным законодательством и нормативными актами Ставропольского края, а также государственной программой "Социальная поддержка граждан"

За счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Ставропольского края, выплачиваются следующие виды пособий:

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В дополнение к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки семьям с детьми в Ставропольском крае также принят ряд нормативных правовых актов, построенных на принципе адресности, закрепивших право нуждающихся семей с детьми, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на получение дополнительных пособий и иных выплат, в частности:

  • ежемесячное пособие на ребенка (350 руб.);
  • ежемесячное пособие многодетным семьям денежной компенсации (316,50 руб. каждому ребенку до 18 лет);
  • пособия малоимущим семьям:
  • на третьего и последующего ребенка до достижения 3 лет (7 725  руб.);
  • ежегодная денежная выплата или натуральная помощь (от 600 до 6 000 руб.);
  • ежегодное пособие студентам на проезд в автобусах внутрикраевых и межрайонных маршрутов;
  • пособие на основании социального контракта (при условии активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации) один раз в пять лет (до 50 000 руб.);
  • денежная компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе – частных;
  • бесплатные путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, бесплатный проезд к местам отдыха.

 

Одной из форм социальной поддержки семей с детьми является предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса в соответствии с государственной программой Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры". По состоянию на 1 января  2016 года очередь нуждающихся в жилье молодых семей составляет  5,5 тыс. семей.

Реализация полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств краевого бюджета, передаваемых целевым образом в муниципальные бюджеты.

Непосредственно из краевого бюджета финансируется 17 учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказывающих социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и другие виды социальных услуг.

Кроме того, из краевого бюджета финансируется социальная поддержка семей с детьми (ожидающих детей), независимо от уровня их дохода, в следующих формах:

  • бесплатное питание беременным женщинам и кормящим матерям до исполнения ребенку 6 месяцев;
  • бесплатное питание детей до 3-х лет по заключению врачей;
  • оздоровление детей по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях.
  • Социальное обслуживание семей с детьми, финансируемое из средств краевого бюджета, также включает:
  • награждение многодетных матерей медалью "Материнская слава";
  • работу телефона доверия на базе учреждений социального обслуживания.

Для увеличения расходов краевого бюджета на социальную поддержку семей с детьми никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно отменять или умалять права и свободы семей с детьми.

Социальная поддержка детей-сирот

  • Улучшение питания и условий содержания детей в детских домах и домах ребенка, проведение ремонтных работ
  • Расширение перечня мер поддержки опекунов и попечителей, разукрупнение детских домов и домов ребенка.
  • Увеличение количества детей-сирот, определенных в семьи
  • Ухудшение питания и условий содержания детей в детских домах и домах ребенка, отказ от проведения ремонтных работ
  • Отказ от отдельных мер поддержки опекунов и попечителей, сокращение числа детей-сирот, передаваемых в семьи для опеки и попечительства
  • Недокомплектация центров социальной защиты квалифицированными специалистами по сопровождению приемных и неблагополучных семей, увеличение численности детей, получающих статус детей-сирот

Расходы бюджета Ставропольского края на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  2016  г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Ставропольского края, а также государственной программой Правительства Ставропольского края "Развитие образования".

В крае общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет  около  10 тыс. детей. В замещающих семьях проживает  8495  детей, что составляет 84,95 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За счет краевого бюджета финансируется 25 детских домов (814 воспитанников), 3 школы-интерната для детей-сирот (206 воспитанников), а также два дома ребенка для детей-сирот в возрасте до 4-х лет с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики (160 воспитанников).

Активная государственная политика, направленная на стимулирование развития семейных форм устройства детей-сирот, привела к увеличению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан. С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в крае принят и реализуется целый ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку замещающей семьи.

В Ставропольском крае активно развиваются три формы семейного устройства детей-сирот как альтернатива их воспитанию в интернатных учреждениях: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Данные формы различаются, прежде всего, степенью ответственности семьи за ребенка-сироту. 

Самая распространенная форма определения детей-сирот – опекунская семья (ею охвачено около 50% детей-сирот). В семьях опекунов проживает  около 3,5   тыс. детей-сирот. На содержание ребенка в опекунской семье за счет средств краевого бюджета выплачивается ежемесячное опекунское пособие в размере 5 455 рублей, кроме того единовременное пособие в размере 13 742 руб., финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств,  федерального бюджета.

Другой приоритетной формой определения детей-сирот является усыновление. В семьях усыновителей в Ставропольском крае воспитывается  3 583 детей. Каждому усыновителю выплачивается единовременное пособие в размере 150 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета и единовременное пособие в размере 13 742 руб. за счет средств, федерального бюджета.

В приемных семьях (семьях опекунов/попечителей)  проживает 710 детей. Размер вознаграждения приемному родителю, выплачиваемого из средств краевого бюджета, составляет 3 841 руб. на каждого приемного ребенка в месяц. Вознаграждение приемного родителя увеличивается в зависимости от возраста, состояния здоровья и числа принятых на воспитание детей. Вознаграждение за второго и последующего ребенка увеличивается еще на 720 рублей за каждого ребенка. Кроме того, вознаграждение увеличивается на 50% за каждого приемного ребенка – инвалида и за каждого ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Размер денежных средств на содержание приемного ребенка составляет: до 3 лет - 6 136 руб., от 3 лет до 6 лет – 6 725 руб., от 7 лет до 18 лет – 7 729 руб. Кроме того, таким семьям выплачивается единовременное пособие в размере 13 742  руб. за счет средств, федерального бюджета.

Детям-сиротам, обучающимся в образовательных учреждениях Ставропольского края детям-сиротам, воспитывающимся в опекунских, приемных семьях, за счет краевого бюджета обеспечивается бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы (в учреждениях профессионального образования). Также им предоставляются путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Ставропольский край активно взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и реализует совместный проект: «Защитим детей от насилия в Ставропольском крае на 2014-2016 годы», направленый на профилактику социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

В Ставропольском крае работает 30 "Школ приемных родителей", которые оказывают психолого-педагогическую поддержку гражданам, изъявившим желание взять на воспитание в семью детей-сирот. С целью осуществления психолого-педагогической поддержки граждан Ставропольского края также созданы и работают краевые службы по сопровождению приемных семей, которые оказывают приемным родителям психолого-педагогическую помощь и поддержку. На базе детских домов края работает 7 семейных центров, 4 мобильных отделения психолого-педагогического сопровождения замещающих и социально-неблагополучных семей, 2 службы по сопровождению замещающих родителей, досуговый клуб для замещающих родителей, «Университет педагогических знаний для приемных родителей». Психологическая помощь оказывается также 7 краевыми и 4 муниципальными психологическими центрами, а также муниципальными психологическими службами, работающими в каждом районе и городском округе Ставропольского края. Таким образом, в крае создана система психологической поддержки приемных семей.

Кроме того, в соответствии с законодательством Ставропольского края за счет средств федерального и краевого бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях, предоставляются благоустроенные помещения жилищного фонда края по договорам социального найма.

 

Для увеличения расходов краевого бюджета на социальную поддержку детей-сирот никаких ограничений нет. В то же время сокращение таких расходов не должно отменять или умалять права и свободы детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, а также не должно превышать объема финансовой помощи из федерального бюджета.

Социальная поддержка прочих категорий граждан

  • Увеличение размера ежегодных денежных выплат отдельным категориям граждан.
  • Увеличение размера ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан
  • Расширение перечня категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки
  • Уменьшение размера ежегодных денежных выплат отдельным категориям граждан.
  • Сокращение поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности
  • Сокращение перечня категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки

Расходы бюджета Ставропольского края на социальную поддержку прочих категорий граждан в 2015 г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Ставропольского края, а также краевой государственной программой "Социальная поддержка граждан"

В соответствии с краевым законодательством социальная поддержка предоставляется следующим категориям граждан:

  • ветераны труда;
  • бывшие государственные и муниципальные служащие Ставропольского края;
  • лица, удостоенные почетных званий Ставропольского края;
  • труженики тыла;
  • реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • одиноко проживающие граждане;
  • инвалиды вследствие военной травмы;
  • члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей;
  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • лица, проживающие и работающие (а также находящиеся на пенсии) в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе:

- педагогические работники;

- медицинские и фармацевтические работники;

- специалисты в области культуры и искусства;

- социальные работники;

- специалисты ветеринарной службы.

- безработные граждане.

Меры социальной поддержки, предусмотренные краевым законодательством, предоставляются в следующих формах:
1) ежемесячная денежная выплата;
2) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг;
3) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения;
4) компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации;
5) пенсия за выслугу лет бывшим государственным и муниципальным служащим Ставропольского края;
6) ежемесячная доплата к пенсии гражданам, удостоенным почетных званий;
7) компенсация проезда по социальной необходимости;
8) единовременная материальная помощь;
9) единовременно денежное пособие;
10) предоставление бесплатной путевки в лечебное, санаторно-курортное учреждение Российской Федерации;
11) субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
12) государственная социальная помощь.
Федеральные органы власти возложили ряд своих полномочий по оказанию мер социальной поддержки на региональные органы власти и предоставляют на эти цели средства из федерального бюджета. За счет этих средств осуществляется социальная поддержка:

  • Почетных доноров СССР и Почетных доноров России;
  • граждан, при возникновении у них осложнений после вакцинаций (прививок);
  • Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий, ядерных испытаний, а также членов их семей;
  • некоторых других категорий граждан.

Из краевого бюджета передаются целевые средства муниципальным образованиям на возмещение гражданам стоимости услуг по погребению.

В соответствии с законодательством Ставропольского края часть полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан передана на муниципальный уровень. К таким полномочиям относится выявление лиц, которые имеют право на социальную поддержку в соответствии с федеральным и краевым законодательством, а также непосредственное предоставление таких мер социальной поддержки осуществляется органами местного самоуправления из местного бюджета за счет средств, поступивших в него из краевого бюджета.

 

Объем расходов бюджета Ставропольского края на социальную поддержку прочих категорий граждан не может быть меньше объема средств, передаваемых целевым образом на эти цели из федерального бюджета. Для увеличения данных расходов никаких ограничений нет.